• МБУ "Краеведческий музей "Поморье" Кемского муниципального района
  • 186615, РК, г. Кемь, ул. Вицупа, д. 12
  • 8 (81458) 72571
  • pomorie.kem@yandex.ru

Канонник "Скитское покаяние"

КАНОННИК «СКИТСКОЕ ПОКАЯНИЕ».

Канонник «Скитское покаяние» (Гродно, 1790 год) - тип книги у старообрядцев, относящихся к частному богослужению и содержащих, главным образом, извлечения книг, употребляемых при богослужении общественном.
Далеко не каждый его читатель, прочтя заголовок: «Скитское покаяние», - сможет отчетливо себе представить, какой именно текст ожидает его вслед за названием. Но ведь и в XVI-XVII веках отнюдь не все наши предки знали о существовании подобного памятника. Ведь «Скитское покаяние» - это покаянная молитва к Богу, предназначенная для келейного употребления и, соответственно, использовалась она монахами, главным образом, отшельниками. Текст «Скитского покаяния» красив, возвышен и вместе с тем несложен. Сначала следует пространный заголовок, в котором чтецу этой молитвы сообщается не столько содержание произведения, сколько предпосылается покаянный душевный настрой:

«Сие списание молитве, яже съчинена съ покаяниемъ, и съединена съ исповеданиемъ, и какъ бы сокрушити человеку свое сердце, и смирити свою душю, и самому ся виновна створити, и себе зазрети, и себе охудити, и озлобили, и обезчестити, и укротити, и уничижити, и положи т себе предъ Богомъ, иже по истинне грешна и падшася, дабы пришло умиление и плачъ, дабы далъ Богь слезы покаяния...».

В печатные канонники обычно входили, кроме множества разных канонов (до 70), и другие последования (такие, как повечерие, «молитвы спальные» (на сон грядущим), полунощница на вся дни, субботы и недели, служба воскресная и на вся дни, и другие). В каноннике можно было найти объяснение, как начинать «правило свое в келии», он включал «начало общее канонам» - то есть молитвы, положенные перед чтением канона, а также и после. Такие сборники имели то же назначение, что и современные молитвословы, только были более пространные - в соответствии с усердием наших благочестивых предков; они также позволяли отчасти возмещать пропущенное храмовое богослужение в воскресный или праздничный день.

Дальнейшее бытование этого памятника на Руси связано со старообрядческой традицией. Эта традиция довольно бережно отнеслась к тексту «Скитского покаяния», не внеся в него практически ни одного серьезного изменения. Единственное отличие, которое удалось заметить, состоит в количестве повторов "Господи помилуй" в конце Покаяния: в старообрядческих рукописях возглас повторяется строго два раза, тогда как в древних списках встречается и двукратное и троекратное повторение. В старообрядческой среде текст памятника использовался в двух целях: у беспоповцев в качестве устава самоисповеди, то есть, казалось бы, в древнейшем значении этой молитвы. Но если в древности Покаяние использовалось только монахами-отшельниками, то у старообрядцев оно стало общеупотребительным.

«Спаси меня, грешного, окаянного, скверного, нечистого, недостойного, беззаконного, безумного, злонравного, злокозненного, зло помнящего, унылого, ленивого, льстивого, лукавого, горделивого, лицемерного…».

Насчитывалось до 100 грехов, которые отмаливались каждый вечер после сурового анализа своего поведения в течение дня. Изо дня в день… Каждый день…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Дата изменения информации: 19.08.2022 11:59

Поиск
Курс валют
c 18.04c 19.04
USD94.3294.09-0.2320
EUR100.28100.530.2529
Контакты

МБУ "Краеведческий музей "Поморье" Кемского муниципального района


Связаться с разработчиком сайта